Главная
Новости
Ландшафтные работы
Строительство
Большой ремонт
Дизайн и интерьер
Оборудование и инструмент
Мебельные дела

















Яндекс.Метрика





Фазыл Ахмед-паша


Фазыл Ахмед-паша (тур. Fazıl Ahmed-paşa; 1635 — 3 ноября 1676) — великий визирь Османской империи из династии Кёпрюлю. Получил прозвище «Дипломат».

Биография

Фазыл Ахмед был сыном великого визиря Мехмед-паши. Он получил образование в медресе, однако после того, как его отец в 1656 году стал великим визирем, оставил религию и стал заниматься административной деятельностью. Его назначили губернатором пограничной провинции Эрзурум, где всегда был нужен человек, которому можно было бы доверять. Затем он стал губернатором Дамаска.

Предположительно, был женат на сестре Мехмеда IV Гевхерхан Султан и имел в этом браке двух дочерей.

В 1661 году, чувствуя приближение смерти, отец вызвал его к себе и сделал своим заместителем. Когда Мехмед-паша умер — Фазыл Ахмед стал новым великим визирем. Это был первый случай в истории Османской империи, когда пост великого визиря был передан по наследству, и являлся свидетельством того, насколько султан доверял администраторским способностям Мехмед-паши и его умению разбираться в людях.

Первым делом Фазыл Ахмед попытался вывести из тупика противостояние с Венецией на Крите. Он решил в 1663 году начать кампанию в Далмации с целью поддержки уже находившихся там османских войск и захвата венецианских опорных пунктов в этом регионе, и 25 сентября 1662 года объявил мобилизацию имперской армии. Однако уже к ноябрю стало ясно, что армия скорее пойдёт на Венгрию, чем на Далмацию, так как хорватский бан Николай Зринский (Миклош Зриньи) с 1661 года делал всё для провоцирования нового османско-габсбургского конфликта, совершая на османскую территорию рейды из своего замка Нови-Зрин. Эти рейды и присутствие армии Монтекукколи в Трансильвании вынудили турок нарушить статус-кво, существовавшее между Стамбулом и Веной с 1606 года.

Летом 1663 года началась очередная австро-турецкая война. В сентябре Фазыл Ахмед взял Нове-Замки и вернулся в Белград на зимние квартиры. В 1664 году Фазыл Ахмед пришёл на помощь осаждённой австрийцами крепости Надьканижа, а затем продолжил движение на север, собираясь осадить Дьёр, но 1 августа был полностью разбит австрийцами при Сентготтхарде, и 10 августа подписал Вашварский мир.

В июле 1665 года Фазыл Ахмед вернулся в Эдирне, где жил и развлекался султан, переложив дела управления на великого визиря, после чего двор срочно направился в Стамбул, а затем на берега пролива Дарданеллы, где была произведена инспекция возведённых фортификационных сооружений. Затем на совещании с высокопоставленными государственными деятелями султан назначил великого визиря командовать планируемой военной кампанией на Крите.

Фазыл Ахмед дал венецианскому послу, которого уже 12 лет держали в Эдирне, возможность заключить мир: было предложено, чтобы Венецианская республика в обмен на сохранение в своих руках Ираклиона произвела бы в пользу Османской империи разовый платёж в размере 100 тысяч золотых монет, а потом ежегодно выплачивала бы по 10 тысяч золотых. Это и другие условия были отвергнуты послом, и потому была продолжена быстрая мобилизация.

Войскам было приказано собраться в портах Фессалоники, Эвбея и Монемвасия, откуда они должны были на кораблях отправиться на Крит. Янычары отплыли из Стамбула, а Фазыл Ахмед-паша со своей свитой 25 мая 1666 года выступил из Эдирне и, пройдя по суше через Македонию и Фессалию, сел на корабль в Эвбее. Плавание было неудачным, по пути утонула или погибла значительная часть войска, и великому визирю пришлось дать своей армии двухмесячный отдых в Фивах. Войска смогли прибыть на Крит только зимой.

Крепость Ираклион всё ещё держалась, поэтому войскам Османской империи пришлось в 1667 и 1668 годах постепенно сжимать кольцо осады. Оборонявшийся гарнизон был утомлён и пал духом: ожидавшаяся из Франции помощь так и не пришла, а прочие союзники постоянно отвлекались на решение вопросов, связанных с первенством среди командиров кораблей объединённого христианского флота. Лишь весной 1669 года французские войска прибыли на Крит, но турки оказали решительное сопротивление атакам на их позиции с моря, и обе стороны понесли значительные потери. Через полтора месяца нерешительных действий французы лишились желания сражаться и уплыли домой. Командовавшему венецианским гарнизоном Франческо Морозини не оставалось ничего иного, как капитулировать после двадцатилетней осады.

По окончании боевых действий Фазыл Ахмед-паша остался на Крите, чтобы проследить за выполнением условий мирного договора с венецианцами. Выяснилось, что остров не слишком сильно пострадал, и две главные статьи экспорта — производство оливкового масла и вина — были быстро восстановлены. Город Ираклион лежал в руинах и после ухода венецианцев обезлюдел. Через неделю после того, как он был передан Османской империи, путешественник и писатель Эвлия Челеби упомянул победоносную армию в пятничной молитве. Строения города было приказано восстановить, после чего начались великие торжества.

Фазыл Ахмед-паша превратил церковь Святого Франциска в главную мечеть Ираклиона и назвал её в честь султана. Дворец венецианского губернатора был соответствующим образом переделан и использовался османским губернатором. Другие церкви также были преобразованы в мечети, причём самым ярким внешним признаком этих преобразований была замена колоколен на минареты. Имущество, брошенное сбежавшим венецианским населением Крита, было либо передано как пожертвования в благотворительные фонды Фазыл Ахмед-паши и его военачальников, либо было выставлено на торги. Была отвергнута политика принудительного переселения, и Ираклион заселялся поселенцами из критской глубинки, а исламизация острова проходила плавно и постепенно. Единственными мусульманами-переселенцами, которых переселяли в Ираклион, были военные, да и то переселяли преимущественно тех из них, кто хотя бы номинально был родом с Крита и мог отождествлять себя с местным населением.

К лету 1670 года Фазыл Ахмед-паша вернулся в Стамбул, а спустя два года вновь выступил во главе армии, но на этот раз на север: началась очередная польско-турецкая война. 27 августа 1672 года он взял Каменец-Подольский, куда после этого приехал султан для личного осмотра новых завоеваний. Речь Посполитая была вынуждена заключить с Османской империей Бучачский мир, однако этот договор не был признан сеймом, и война продолжилась. Тем не менее в 1676 году Речи Посполитой пришлось подписать Журавенский договор.

Хотя Фазыл Ахмед-паша ещё в молодости отказался от теологического образования, он оставался восприимчивым к воздействию богословских течений, поэтому при нём пережила возрождение секта Вадизадели, члены которой предали анафеме его отца. Будучи губернатором Эрзурума, Фазыл Ахмед попал под влияние курдского проповедника Мехмеда ибн Бистана, известного под именем Вани-эфенди («господин из Вана»). Эти два человека стали друзьями, и когда Фазыл Ахмеда назначили великим визирем, Вани-эфенди был приглашён в Стамбул в качестве его советника по духовным вопросам. Позднее он был назначен на влиятельный пост проповедника во время пятничных молитв в открытой в 1665 году мечети Турхан Султан, а затем стал духовным наставником великого визиря. Вани-эфенди пытался бороться с другими сектами, с другими конфессиями, а также с противными Корану пороками; в частности, по его наущению в 1670 году был издан имперский указ, ликвидировавший таверны в Стамбуле и окрестностях и запрещавший продажу вина, однако этот указ обходился различными способами, в том числе и самими членами правительства. Как писал бывший там доктор Джон Коувел, «весь двор состоял из пьяниц за исключением султана и ещё двух человек».

Фазыл Ахмеду был сорок один год, когда он умер «от сильной водянки, вызванной пьянством» во время переезда из Стамбула в Эдирне 3 ноября 1676 года. Он был погребён в гробнице своего отца. Его брат Фазыл Мустафа-паша, который был с ним, когда он умирал, отдал печать великого визиря султану, который возложил полномочия великого визиря на Кара Мустафу-пашу, который также принадлежал к клану Кёпрюлю (был усыновлён этим семейством в юном возрасте).